15 апреля 2020
Нынешняя ситуация дает возможность российским технологическим компаниям совершить грандиозный прорыв, быстро перейдя от локальных успехов на национальном и сопредельных рынках к настоящей цифровой экспансии, пишет издание Forbes.
На глобальном рынке цифровых сервисов России занимает особое, если не сказать уникальное, место. При большом количестве потенциальных клиентов наш рынок скован значительными экономическими ограничениями — низкой платежеспособностью населения, недостаточным доступом к капиталу, высокой долей сегмента B2G, и т. д. Однако благодаря сочетанию этих факторов Россия на начало пандемии являлась одним из мировых лидером в сфере разработки эффективных и стрессоустойчивых бизнес-моделей цифровых сервисов, а также в скорости и масштабе их внедрения.
Цифровые сервисы в России создаются быстро, внедряются массово, они удобны и оперативно завоевывают целевые группы населения. Согласно Euromonitor и IDG, к началу 2020 года услугами доставки еды в Москве и Петербурге активно пользовались 5% населения, что сопоставимо с уровнем Лондона и Нью-Йорка. Доля заказа такси через онлайн-приложения в пассажиропотоке Москвы выросла с нуля до 4% за пять лет (в Нью Йорке этот показатель составляет 8%, в Сингапуре 10%). Российский показатель проникновения цифровых финансовых сервисов более 70% — один из самых высоких в мире. Наконец, 20% наиболее скачиваемых приложений в AppStore и GooglePlay созданы выходцами из России и СНГ.
Причины взрывного роста при этом специфичны. Цифровизация «с нуля» способствовала созданию и развитию нескольких крупных технологических компаний, которые стали стремительно накапливать опыт и навыки. В сочетании с высоким, еще советским уровнем технического образования это дало возможность успешно конкурировать с международными лидерами на национальном и даже некоторых зарубежных рынках. Опыт, сформированный в рамках корпоративных «натуральных обучающих хозяйств», до последнего времени позволял компенсировать отсутствие нужных специалистов (например, в дизайне продуктов), поставляемых системой высшего образования.
При этом опыт российского технологического развития последних лет вскрыл целый ряд серьезных проблем. Увеличение выпуска специалистов технологических профессий втрое за последние пять лет почти не покрыло дефицит высококвалифицированного ИТ-персонала: по нашей оценке, по данным Crunchbase & Linkedin, отток перспективных кадров из 40 крупнейших российских компаний за рубеж составляет порядка 10-15%. Причина — поиск новых возможностей на фоне ставшего явным насыщения внутреннего рынка: к началу эпидемии, по нашим данным, было цифровизовано уже около 70% расходов среднего российского домохозяйства, а по целому ряду сервисов проникновение «цифры» близко к максимумам.
Таким образом, перед началом падения большинства рынков российские IT-компании оказались перед новыми вызовами: необходимостью поиска неохваченных ниш спроса на российском, и масштабирования отечественных продуктов на глобальном мировом рынке. Парадоксальным образом, экономический спад, вызванный мировой пандемией, не мешает, а, наоборот, помогает решить эти задачи.
Прямо сейчас коронавирус создает на российском рынке новые технологически емкие сегменты, инициирует запуск новых проектов. Больно ударив по оффлайновым бизнесам, пандемия не только вынудила миллионы людей перейти на удаленную работу, но и заставляет традиционные производства искать технологии для работы в новой реальности. Лавинообразный рост спроса на услуги доставки (в Москве за первую «выходную» неделю в 20 раз, в регионах в 10 раз) вынуждает ретейл, а вслед за ним и общепит, и другие отрасли, связанные с обслуживанием, обновлять и масштабировать свои системы, вкладывать ресурсы в безопасность IT-инфраструктуры.