22 декабря 2015
Работу в сфере частного предпринимательства считают хорошей альтернативой работе по найму многие. При этом открытие собственного дела в сфере торговли рассматривают в числе наиболее доступных и проработанных бизнес-моделей. Действительно, торговые предприятия характеризуются сравнительно быстрым оборотом капитала и гибкостью технологических процессов, что позволяет им эффективно адаптироваться к изменчивой макроэкономической среде. Однако ключевым аспектом удачного старта торгового предприятия можно назвать качественный выбор места его расположения, в процессе которого необходимо учесть целый ряд нюансов.
Аренда торговых помещений
Аренда торговых помещений или покупка помещения под магазин – это первый вопрос, который потребуется решить при выборе локации торгового предприятия. Большинству торговых предприятий выгодно не приобретать в собственность помещение под магазин, а заключить договор аренды с собственником помещения или управляющей компанией, специализирующейся на объектах коммерческой недвижимости. Аренда торговых помещений позволяет оптимизировать расходы на содержание объекта недвижимости, а также осуществлять планирование расходов на аренду.
Расположение помещения под магазин
Удачное место расположения помещения под магазин относится к числу ключевых вопросов обеспечения рентабельности торгового предприятия. Любая точка розничной торговли в общем случае должна располагаться в зоне максимального скопления потенциальных покупателей. При этом в идеальном случае необходимо не просто скопление людей, а наличие их движущегося потока.
Помещение под магазин не обязательно располагать в центре города. В зависимости от специализации торговой точки, она может располагаться в периферийных районах или даже за городом. В этом заключается одно из главных различий объектов офисной и торговой недвижимости. Ключевое условие при выборе места размещения помещения под магазин – близость целевой группы покупателей. Например, магазин продуктов или хозяйственных товаров может быть расположен в окраинном районе, магазин автомобильных запчастей – вблизи автомобильной трассы, канцелярские товары будут пользоваться спросом в районах, прилегающих к учебным заведениям или административным и офисным центрам.
При выборе объекта для аренды торговых помещений целесообразно учесть также конкурентную среду и потенциальный объем спроса на товары, которые будут входить в специализацию магазина. Исходя их этого, можно определиться с выбором между отдельно стоящим торговым объектом и арендой торговых площадей в специализированном торгово-развлекательном центре.
Оснащение помещения под магазин
В зависимости от выбора варианта аренды торгового помещения – отдельно стоящий объект или площади в торговом центре – потребуется оценить техническое оснащение и характеристики объекта. К их числу можно отнести инженерные коммуникации, площадь и объем помещения, системы охраны и пожаротушения, транспортная доступность.
Инженерные коммуникации
Торговые площади классифицируются как нежилой объект, однако они в обязательном порядке должны быть оснащены основными видами инженерных сетей. Помещение под магазин должно быть подключено к электроснабжению, водопроводу и канализации. Как правило, нормальная работа современного магазина невозможна без телефонной связи и подключению к интернету.
При поиске вариантов аренды торговых площадей обязательно нужно учитывать требования нормативных документов в отношении оснащения торговых объектов системами охранной и пожарной сигнализации, системами вентиляции, кондиционирования, автономными системами пожаротушения, информационными указателями на случай чрезвычайных ситуаций, пожарными щитами, гидрантами и так далее.
Как правило, нормативным требованиям в отношении оснащения торговых точек инженерными системами полностью соответствуют объекты, изначально спроектированными для размещения площадей торговой недвижимости. При перепрофилировании объекта с большой долей вероятности потребуются существенные затраты на его оборудование в соответствии с нормативами. Поэтому аренда площадей в торговых центрах считается менее затратной по сравнению с вариантом отдельно стоящего объекта. Кроме того, в расчет необходимо принять уровень коммунальных платежей, который может существенно варьироваться в зависимости от технического оснащения и статуса объекта торговой недвижимости. Этот вопрос необходимо согласовать еще на стадии обсуждения договора аренды торговых площадей.
Отделка и зонирование помещения
Объекты торговой недвижимости обязательно должны соответствовать функциональному назначению, поэтому их планировка относится к числу ключевых факторов выбора. В общем случае, помимо торгового зала, торговая недвижимость должна иметь складские и подсобные помещения, а также административные помещения. Наиболее строгие требования в части отделки и функционального зонирования предъявляются к торговым площадям, специализацией которых является реализация продуктов питания. В свою очередь, магазины хозяйственных и промышленных товаров регулируются несколько меньшим числом нормативных актов, хотя и они, несомненно, должны удовлетворять требованиям контролирующих органов.
Торговое оборудование
Выбор между вариантами аренды оборудованных торговых помещений и свободных площадей определяется, главным образом, фактором размера арендной ставки. Как правило, объекты, оснащенные торговым оборудованием, обходятся дороже. В свою очередь, собственная торговая техника зачастую требует серьезных капиталовложений на приобретение, а также затрат на обслуживание.
Транспортная доступность
Удобный подъезд к объекту торговой недвижимости важен не только для покупателей, но и для оптимизации схем логистики. Доставка товара и вывоз мусора тоже требуют удобных подъездных путей – в этом случае они обойдутся несколько дешевле. В зависимости от профиля торгового предприятия полезным будет позаботиться и о парковочных местах. В случае с арендой площадей в торговом центре, скорее всего, парковочные места будут предусмотрены общим проектом комплекса, а при открытии магазина в отдельно стоящем здании создание парковочных мест ляжет на плечи организатора.
Этажность
Помещения под магазин могут характеризоваться различным уровнем ставок аренды в зависимости от этажа, на котором они расположены. Разумеется, ключевым аспектом выбора этажа при поиске вариантов аренды торговых площадей выступает удобство покупателей. При этом значение имеют и специализация магазина, и вопросы внутренней логистики. Расположение магазина на том или ином этаже также может быть точкой компромисса – в этом случае торговое предприятие может быть расположено не на оптимальном этаже, но с арендой по пониженной ставке или с удобным доступом для покупателей в виде широкого траволатора и рекламной вывеской не главном фасаде торгового центра. Таким образом, этажность можно отнести к корректирующим факторам выбора помещения под магазин.
В общем случае, оптимальным вариантом для нового предприятия розничной торговли можно назвать аренду торговых площадей в профильных объектах торговой недвижимости. Это позволит избежать объемных расходов на покупку торгового оборудования, оснащение объекта необходимыми коммуникациями и отделку торговых помещений.